Что такое девиантное поведение и как его преодолеть? 28.09.2017

Девиантное поведение детей и подростков

Поведение некоторых детей и подростков характеризуется поведенческими нарушениями, связанными с поступками или серией поступков не отвечающих общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями.

Оно включает:

· асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (проявление агрессии, аморальное поведение, бродяжничество, проституция и т.п.);

· антисоциальное поведение – поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей;

· аутодиструктивное (саморазрушающее) поведение – поведение, угрожающее целостности и развитию личности (различные виды зависимости и суицидальное поведение).

Причинами девиантного поведения, как правило, являются социально-неблагополучные семьи, неполные семьи, неправильное воспитание либо недостаток внимания.

Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребенком;

· воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля;

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к алкоголю, наркомании или асоциальное поведение.

На самом деле причин намного больше. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально-приемлемые способы общения исчерпали себя или недопустимы.

Задачами школы по профилактике асоциального поведения среди школьников является:

· целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания;

· своевременное выявление неблагополучных семей;

· создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;

· формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»;

· создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков;

· совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией;

· работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями;

· развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;

· организация оздоровительных мероприятий для подростков;

· пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;

· оказание социальной помощи семьям.

Если у ребенка девиантное поведение (памятка для родителей)

v Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть – он уникален.

v Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких – ребенок подражает тому, кто рядом с ним.

v Предъявляйте посильные требования – учитывайте не свои желания и эмоции, а возможности ребенка.

v Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным – он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.

v Расширяйте кругозор ребенка – с ним будет интересно другим.

v Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих – ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.

v Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжеты игры – ребенку нужна разрядка.

v Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим.

v Уделяйте ему внимание – ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.

v Ваша последовательность облегчит усвоение и других правил.