Методические рекомендации по примерному планированию работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации 23.10.2016

Создание условий безопасного пребывания детей в образовательной организации является важнейшим направлением в деятельности образовательной организации, опирающейся на закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». В связи с этим перед всеми педагогическими работниками стоит серьёзная задача, заключающаяся в организации планирования работы по созданию безопасных условий и проведения профилактической работы.

Данные рекомендации адресованы всем работникам образовательной организации с целью планирования комплексной работы по профилактике детского травматизма.

Организация планирования

Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса образовательной организации, которая придает ему содержательность, определенность и управляемость. При организации планирования серьезное внимание должно уделяться разработке и составлению плана мероприятий.

План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы работы по профилактике детского травматизма.

Целенаправленное и чёткое планирование поможет педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных задач.

Планирование работы по профилактике детского травматизма

При планировании работы по профилактике детского травматизма должен быть представлен весь комплекс профилактических мероприятий по факторам риска для обучающихся во время образовательного процесса.

В настоящее время образовательные организации могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

В современных условиях существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленный комплексный план по предупреждению и профилактике травматизма обучающихся поможет администрации и педагогическому коллективу образовательной организации осуществлять профилактические мероприятия.

В проектирование деятельности по профилактике детского травматизма должны включаться администрация, педагоги образовательной организации, родительская общественность. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Основные условия планирования

Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

- объективная оценка уровня работы по профилактике травматизма в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования на определённый период работы, соотнесение их с возрастными особенностями детей;

- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а, значит, получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет особенностей не только возрастного состава детей на всех уровнях общего образования, но и конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности всех педагогических работников образовательной организации.

Разработанный план может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Комплексный план мероприятий

Комплексный план мероприятий по предупреждению и профилактике травматизма обучающихся может состоять из следующих разделов:

1. Организационные мероприятия:

- анализ уровня травматизма в образовательной организации;

- утверждение алгоритма действий сотрудников при несчастных случаях с обучающимися;

- проведение обследования и составление актов-разрешений на проведение учебного процесса в кабинетах химии, физики, информатики и т. п.;

- издание приказов о назначении ответственных за безопасность обучающихся при проведении занятий в учебных кабинетах (особенно повышенной опасности), спортивном зале, при проведении массовых, спортивно-массовых мероприятий, экскурсий, туристических походов;

- издание приказов об организации дежурства педагогических работников, назначении дежурных администраторов, дежурных учителей, дежурных классов;

- организация контроля за обеспечением безопасных условий пребывания детей в образовательной организации;

- мониторинг технического и санитарно-гигиенического состояния учебных кабинетов, спортивных залов, пищеблока;

- ведение школьной документации по профилактике детского травматизма;

- контроль организации проведения массовых и выездных мероприятий.

2. Профилактические мероприятия:

- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательной организации;

- изучение обучающими правил поведения, внутреннего распорядка образовательной организации;

- обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в ходе выполнения учебных задач;

- проведение во время перемен динамических пауз;

- тематические классные часы;

- проведение тематических недель, конкурсов, лекций, бесед, экскурсий;

- проведение пешеходных экскурсий с целью изучения особенностей организации дорожного движения рядом с образовательной организацией;

- участие в профилактических мероприятиях округа и города;

- проведение тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, Московской железной дороги, Московского метрополитена, медицинских учреждений;

- проведение рейдов по профилактике детского травматизма силами членов общественных советов, педагогических работников, родителей, обучающихся;

- систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога и классных руководителей с нарушителями дисциплины, с акцентированием внимания на случаях, связанных с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим.

3. Информационные мероприятия:

- выступление на педагогических советах, участие в работе методических объединений классных руководителей и учителей-предметников по регламенту действий педагога в случае травмирования обучающегося в образовательном процессе;

- мероприятия по разработке дидактических материалов для обучающихся, педагогов, родителей по предупреждению детского травматизма;

- изготовление и тиражирование методических материалов по теме «Профилактика детского травматизма»;

- публикация статей и выступление в средствах массовой информации;

- изготовление и распространение буклетов, плакатов, памяток, инструкций;

- ведение информационной страницы на сайте образовательной организации;

- подготовка и размещение тематических стационарных стендов для обучающихся с материалами о правилах дорожного движения, поведении при пожаре, в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

4. Работа с родительской общественностью:

- повышение уровня грамотности родителей и формирования у них ответственности в профилактической работе по предупреждению травм и несчастных случаев в различных жизненных ситуациях;

- проведение тематических родительских собраний;

- участие родителей в проведении классных часов, общешкольных мероприятиях;

- рассмотрение вопросов профилактики детского травматизма на заседаниях родительских комитетов классов, школы, на заседаниях Управляющего совета;

- привлечение сотрудников ГИБДД, Роспотребнадзора, МЧС к работе с родителями.

5. Повышение профессионального уровня педагогических работников в вопросах профилактики детского травматизма:

- проведение постоянно действующих семинаров с включением в них таких форм деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций с практическим показом передового и педагогического опыта через систему мастер-классов, открытых учебных занятий и т. п.

6. Материально-техническое обеспечение профилактики детского травматизма:

- работа по благоустройству территории;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

- оценка безопасности электрооборудования, технического состояния спортивного оборудования в спортивных залах и на спортивных площадках, а также в приспособленных помещениях;

- обеспечение своевременного ремонта оборудования;

- контроль выполнения требований безопасности в кабинетах повышенной опасности;

- актирование учебных кабинетов, спортивных залов и спортивного оборудования, малых спортивных форм к новому учебному году.

Деятельность администрации дошкольной образовательной организации по созданию безопасных условий должна быть направлена на проведение:

- ежедневного обхода с проверкой соответствия гигиенических и педагогических условий образовательной организации требованиям безопасности пребывания детей и взрослых;

- систематических осмотров технического состояния здания с оформлением результатов в форме акта с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем руководителя образовательной организации.

7. Организация межведомственного взаимодействия:

- обследование территориальных зон повышенной опасности для детей и подростков (транспортные магистрали, дороги, незакрытые коммуникации, колодцы и т. п.);

- анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма, травматизма при пожарах, на железнодорожном транспорте;

- рассмотрение аналитических материалов;

- организация совместных профилактических рейдов по выявлению нарушителей ПДД со стороны обучающихся;

- обследование зон безопасности в радиусе 300 метров вокруг образовательной организации;

- заполнение паспорта безопасности дорожного движения.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс постоянный и систематический, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение календарного года. Именно такое планирование поможет управлять деятельностью образовательной организации в вопросах профилактике детского травматизма.

Планирование, даже если оно осуществляется коллективно, явялется процессом индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, так как невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам.

Список используемой литературы:

1. Курганский С.М. Педагогический анализ в управлении образовательным учреждением /С.М. Курганский // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 5. – С. 69–77.

2. Квасникова Н. Стратегическое планирование и жизненный цикл организации /Н.Квасникова // Школьное планирование. – 2010. – № 4. – С.13–24.

3. Губанова Е.В. Циклограмма приказов образовательного учреждения на учебный год // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2013. – № 8. – С. 57–68.

3. Курганский С.М. Годовой план работы школы. Структура, содержание, технологии, разработки, анализ. – 5-е издание. – Феникс, 2013.

4. Министерство образования и науки РФ «Типовой паспорт дорожной безопасности в образовательных организациях» от 26 августа 2015 года [электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.


Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна, методист ГМЦ ДОгМ