Разговор с министром был интересным и деловым 24.09.2016

В рамках работы лидерских групп я всегда участвую в просмотре селекторного совещания для руководителей ОО. На выездном заседании совета при уполномоченном по правам ребенка в Москве ребята смогли конструктивно обсудить наиболее интересные и значимые вопросы образовательной политики города с руководителем Департамента образования Исааком Калиной и уполномоченным по правам ребенка Евгением Абрамовичем.

Пресс-конференция стала важнейшим этапом работы по повышению эффективности и значения органов ученического самоуправления в школах и районах города. Палитра затронутых вопросов была довольно обширной: от реализации проектных инициатив, развития шахматного движения, креативного потенциала ребят до возможностей образовательных комплексов города.
Как известно, мы живем в XXI веке - веке бурного развития информационных и медиакоммуникационных технологий, когда высока динамика получения и обмена информацией между людьми. При этом самой главной задачей, на наш взгляд, стала задача превращения информации в ресурс развития, а коммуникации - в общение. Выполнение этой задачи возможно только через диалог ребят, ученических команд, администрации школ, педагогов.
Ученические команды - мобильные группы учащихся, вступающие в большое количество диалогов со своими сверстниками, со взрослыми - родителями и учителями, с работниками различных сфер общественной жизни, чтобы решить какую-то задачу, значимую для общества, своего образовательного учреждения или социальной группы. Именно из решения этих на первый взгляд совершенно разных реализуемых ученическими командами проектов складывается политическая, экономическая, социальная или культурная политика. Те практики, которые осваивают ребята, - то, что позволит им жить в инновационном, то есть постоянно обновляющемся, мире будущего. Они, можно с уверенностью сказать, будут готовы к переменам, динамично происходящим процессам, имея при этом за плечами важные социальные и духовные ценности - умение дружить, поддерживать друг друга, общаться, решать совместно важные вопросы, хранить историческую память, ценить труд и вложенные усилия другого, понимать ценность человеческого общения.
Нормативно-правовые основы включения ученических команд в равноправный и равноценный диалог со взрослыми представлены в:
- ФЗ «Об образовании в РФ» - статьях о способе управления школой, об участии учеников, о возможности формирования советов обучающихся:
- федеральном государственном образовательном стандарте, в котором деятельностный подход - главная задача школы, команда ученического самоуправления может участвовать в реализации ФГОС через свои практики;
- государственной программе «Столичное образование» на 2012- 2018 гг., в которой сделан акцент на развитие личности учащихся.
Ученическое самоуправление в школе - элемент государственно-общественного управления ОУ. Что это означает на деле? Когда школой управляют только представители официальной властной вертикали - учредители, члены школьной администрации во главе с директором, характер управления можно обозначить как исключительно государственный, ведомственный. Если же к реальному управлению школой начинают привлекать и представителей общественности, прежде всего родительской и детской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Это важный принцип государственной политики в области образования, так как только на этой основе граждане государства смогут реально принять участие в его судьбе, одновременно неся ответственность за принятые решения. Именно для этого в Москве создан городской центр по взаимодействию с УС самоуправлением, в него входят 11 окружных подразделений. Деятельность этих учреждений формирует огромный спектр возможностей для реализации важных задач, а именно реального участия учеников в формировании образовательного пространства школы, района, округа и Москвы!
Деятельность этих центров направлена на:
развитие учащихся (окружные школы актива, выезды-практикумы в ДООЦ «Команда», научно-практические конференции);
работу с вожатыми-кураторами УС (повышение квалификации («Школа вожатых»), методическая поддержка, конкурс педагогического мастерства «Вожатый и его команда» и многое другое).
Ученическая команда, на мой взгляд, это апейрон нашего образования (абстрактное понятие, находящееся в постоянном движении, связано с философской системой Анаксимандра), ядро образовательных стратегий современности! Вот почему для нас так важно было стать участниками пресс-конференции как формы диалога и обмена идеями.
Первый вопрос встречи касался того, что разные мероприятия Департамента образования проводят в будние дни, так что, например, у жителей Зеленограда нет возможности посещать эти практики без потери в уроках. Ребята сделали предложение организовывать в субботу День образовательной активности. На сегодняшний день в Москве реализуют проекты «Университетские субботы» и «Профессиональные среды», так что такая практика широко представлена в городе. Мы предложили реализовать по субботам на базе городского и окружных центров программы для активистов, например, направленные на повышение личной эффективности - mini-MBA light. В рамках этих занятий можно проводить также экономические игры, направленные на повышение финансовой грамотности школьников. В условиях многозадачности это будет уместно, продуктивно и актуально для современных школьников.
В разговоре была затронута и тема дополнительного образования, того, что, возможно, не хватает детским общественным объединениям. Мы полностью согласились с Исааком Калиной, что не хватает шефской, вожатской работы, когда старшие школьники занимаются с младшими. Мы считаем, что школам необходимо отнестись к этому серьезнее.
Говоря об информированности и сайтах, мы задали актуальный для многих школ вопрос об отсутствии возможности школам иметь свой авторский сайт, на котором размещалась бы информация о деятельности ученических команд. Исаак Иосифович предложил обеспечить организационно-техническое сопровождение создания специального сайта или же выделения страницы на официальном сайте школы. Мы на сменах в ДООЦ «Команда» разработали сайт - электронное портфолио активиста. Он сейчас находится в стадии реализации. Можно было бы освещать деятельность ученических советов на нем. Когда ребята поступят в вузы, можно было бы открыть доступ на этот сайт студсоветам, и вузам будет видна социально значимая и общественная деятельность студента, пока он был школьником.
Рассматривая тему развития шахматного движения в городе, Исаак Калина отметил, что в 2015 году будет проходить чемпионат среди школьников по баскетболу, и поддержал инициативу проведения аналогичного чемпионата по шахматам.
Отдельный вопрос был посвящен развитию проектных инициатив. В гимназии мы активно занимаемся проектной деятельностью, у нас есть проектные дни, когда ребята на разных секциях защищают свои изобретения и исследования. Руководитель Департамента образования предложил договориться с другими профильными департаментами об учреждении подобных конкурсов в городе. Но есть и еще одна проблема: конкурсы проводят в разных местах и часто одновременно, поэтому школьникам трудно ориентироваться и участвовать именно в том, что им нужно. Поэтому возрастает необходимость в консолидации всех конкурсов на одном ресурсе, например, на сайте или в мобильном приложении. Такой ресурс позволил бы четко отслеживать всех победителей и призеров. В продолжение темы возник вопрос о развитии креативного потенциала учеников. Мы в гимназии постоянно проводим выставки и креативные акции, но школьной площадки нам уже мало. Тема стала актуальной для многих других ребят, ведь такие идеи могут стать основой для культурного развития молодежи, источником вдохновения для различных кампаний, действующих на рынке товаров и услуг города Москвы. Исаак Иосифович предложил вменить этот функционал Центру профессионального и карьерного развития, мы полностью согласны и поддерживаем эту идею, ведь основная задача в образовании - развитие личности, развитие потенциала активных граждан. Сегодня инновационные площадки Москвы, в том числе и наше сетевое сообщество «Некрасовская республика», реализуют стратегии по развитию латерального мышления. Ребята также предложили учредить в Москве при поддержке департамента Дом творчества и креатива.
Нельзя не согласиться, что образовательный комплекс - огромный ресурс, который дает ученикам большое количество возможностей, например, это возможность создания профильных классов, реализации самых разных проектных инициатив, открытия научных лабораторий, формирования широкого спектра детских объединений в системе дополнительного образования! Политика города в области московского образования есть система действий, создающая в Москве школы, дающие каждому ученику возможность реализовать свои способности. В столице есть уже и первые консолидированные практики международных фестивалей, в этом году учрежден Международный фестиваль метапредметности для детей с особыми возможностями здоровья. При этом возрастает значение межрайонных советов директоров, родителей, педагогов, реализующих непосредственно данную деятельность.
На Конференции ученической общественности Москвы, которая состоится в декабре 2014 года, активисты предлагают заключить соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Институтом общественно-государственного управления образованием, городским экспертно-консультативным советом родительской общественности, Ассоциацией управляющих советов Москвы, городским советом старших вожатых образовательных организаций Департамента образования, городским советом ученической общественности города Москвы.
Таким образом, встреча с министром образования Москвы Исааком Калиной оказалась весьма полезной для всех нас, способствовала большей информированности, пониманию задач образовательной политики города. Значим сам факт поддержки и внимания ученических команд и детского движения. Думаю, что предоставление школьникам непосредственной возможности участвовать в проектировании своего будущего - важная задача, от решения которой во многом зависит будущее нашей Москвы.

http://www.ug.ru/archive/58578