Можно ли спорить с директором? 24.09.2016

Это стало темой ток-шоу «Без галстуков» на Московском образовательном интернет-телеканале, в котором я принял участие. Нужно ли вступать в диалог; кто несет ответственность за учреждение; какие результаты могут быть достигнуты в «особой» образовательной среде; «вожаки стай» - кто они в управлении?

"Гимназическая Республика", ставшая частью целого, сплоченного, работоспособного коллектива учреждения, есть часть управленческой команды учреждения (детская управленческая команда), занимающаяся развитием гимназии в области воспитания и социализации, в области проектных умений и проектных инициатив, в выборе траектории развития образовательной организации на ближайшие годы вперед, то есть команда, занимающаяся, по сути своей, решением стратегически важных вопросов.
С момента открытия нашей школы в 2010 году тут ценили принципы свободы слова (как бы ни было странно, но именно это и стало объектом дискуссии), равенства всех участников образовательного процесса (включая воспитанников дошкольного отделения, присоединенного к гимназии в начале 2012 года), идеалов гуманизма и человечности, просвещения и человечности. Сегодня в гимназии ценят право выбора, возможность формировать образовательную среду, необходимую для достижения главного результата образования: на мой взгляд, это личность, несущая ответственность за свой двор, дом, школу, умеющую творить, созидать, генерировать идеи, способные вывести нашу страну на новый этап развития (подчеркну, что именно нашу страну)... Так вот, я не устаю повторять эту фразу, а в процессе бурного обсуждения на ток-шоу также была затронута эта тема.
Одним из тезисов моего выступления на ток-шоу стала фраза об особом контингенте школьников, обучающихся в районе Некрасовка Юго-Восточного округа столицы. Многие восприняли эту мысль так, что, дескать, в гимназии проводят конкурсный отбор и детям дают элитарное образование. Ничего подобного. К сожалению, ограниченность времени телепередачи не позволила мне объяснить, что я под этим понимаю. Район Некрасовка расположен далеко за МКАД (не так далеко, как Зеленоград), удаленность от центра Москвы обременяет нас определенными трудностями в работе. Жители района, как правило, это молодые семьи, либо получившие квартиры по государственным программам, либо люди, улучшившие свои жилищные условия. Есть люди с особыми возможностями здоровья (в том числе и дети), требующие создания условий ничуть не худших, чем для остальных людей. У учеников нашего образовательного учреждения нет физической возможности ежедневно выезжать за пределы района, посещать выставки и музеи. Территориальная удаленность от исторического центра, социально значимых, интересных мест города обязывает школу быть социокультурным центром района. В этой связи для нашего особого контингента учащихся мы создаем образовательную среду: доступную, творческую, интеллектуальную и уникальную. В рекреациях стоят стеллажи с книгами для популяризации чтения, лестницы-проспекты «Пушкинский», «Философские мысли», «Творческий», «Театральный» (в дошкольном отделении) погружают ребенка в деятельность по изучению картин на проспектах, написанию творческих эссе - размышлений о тех или иных средствах, которые использовал художник или автор, погружают ребенка в культурно насыщенную среду. Учителя используют этот ресурс в развитии способностей (метапредметных в первую очередь). У ребят, как и у учителей, есть возможность проводить квесты по учреждению, давать определенные задания, связанные с пространством нашей гимназии. То есть задача образовательной организации (с учетом своих особенностей, а наши школы явно отличаются от школ Центрального округа, где музей, парк, история практически в каждом дворе, традиций и контингента) - сформировать среду, где каждый может найти для себя что-то полезное.
Кто несет ответственность за школу? Конечно, с юридической точки зрения ответственность за образовательную организацию несет исключительно директор, какие-то функции, возможно, лежат на заместителе, прошедшем скорее всего аттестацию в Департаменте образования. Но ответственность в нашем учреждении за помещения, рекреации, за все то, что находится в школе, несут дети - особые (для нас) гимназисты. Это результат работы всего коллектива и образовательной среды, которая делает ученика участником, сопричастным к созданию общего целого. Некоторые не понимают, зачем мы проводим конкурсы по оформлению гимназического двора, конкурсы снежных фигур. Они думают, что школа не может купить себе цветы или убрать снег, а задача таких практик - сформировать чувство любви, ответственности, поскольку те проекты, которые получаются у ребят и их родителей, уникальны, важно, что они начинают заботиться о них: поливают цветы, следят за тем, чтобы футбольные мячи не попадали в фигуры и так далее. Это результат нашей пятилетней работы.
Что гласит закон? С принятием ФЗ №273 «Об образовании в РФ» у школьников появилось больше возможностей: характер управления устанавливается как государственно-общественный, руководство осуществляется на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности, создаются советы обучающихся (по инициативе обучающихся). У ребят есть юридическая основа деятельности, и директор не может им отказать, например, в создании команды ученического самоуправления на территории образовательной организации. Другой вопрос в том, что не все дети об этом знают, не все директора хотят использовать этот ресурс развития образовательной организации. Это проблема, с которой сталкиваются некоторые школьники, но сейчас эти случаи все более и более локальны.
На встрече «Без галстуков» я также услышал фразу, что директор выбирает траекторию развития образовательного учреждений, осуществляет выбор за всех участников образовательного процесса. Считаю это неправильным. В нашем образовательном учреждении за стратегию развития организации отвечает не только директор, но и ученики, учителя. Например, в связи с новой процедурой «оформления» новостроек (по АИП) необходимо участвовать в конкурсной процедуре: здание тому, у кого лучше концепция. Интересно! Наши ребята совместно с администрацией принимают участие в написании конкурсных материалов, думают, под какой профиль «заточить» новостройку, какое оборудование необходимо, проводят опросы и анкетирования для понимания того, какие потребности есть у участников образовательного процесса и школьников района, которые нам помогают в рамках сетевого сообщества «Некрасовская Республика».
Возникают ли конфликты между директором и учениками? Как правило, сейчас таких конфликтов все меньше в связи с тем, что все больше и больше молодых, энергичных директоров, понимающих всю суть такого взаимодействия. Авторитарный метод управления разрушителен по своему существу, он вызывает неприязнь к руководителю. Успешен проектный метод управления, когда по возникшей задаче формируется команда из наиболее подходящих в этой ситуации людей. То есть команды ad-hoc - временные группы, реализующие поставленные перед ними задания, но при этом группы не могут работать, если они сформированы насильно. В гимназии я столкнулся, скорее, с другой проблемой: администрация и команда - «за», учителя традиционного мышления - «против». На этот случай в школах существует управляющий совет, который может решать возникающие разногласия, но, как правило, до этого не доходит. В конфликтах я вижу метод развития образовательной организации. Возможность вступить в диалог со взрослым человеком и увидеть при этом, что у ребят аргументы ничуть не хуже, чем у учителей, - это очень здорово. При этом иногда эти учителя пытаются найти ошибки в работе детей, очень ревностно относятся к тому, что школьники смело открывают дверь в кабинет директора, переписываются с ним по электронной почте или в Facebook.
Залог успеха в такой деятельности - это желание всех работать на достижение общего дела, а когда оно есть, никакие конфликты не влияют на достижение высоких результатов. На мой взгляд, конфликты - это то, без чего невозможно работать: все мы разные и у каждого своя точка зрения, позиция.
Опыт участия в ток-шоу лично для меня был очень полезен, интересно пытаться представить свою позицию в ограниченный промежуток времени в прямом эфире, но, возможно, стоит больше внимания уделять именно детям, ведь мы то, ради чего и строится все. Мы - будущее!

http://www.ug.ru/archive/62800